I. НУЖНО БЫТЬ ОПТИМИСТОМ

Страницы из жизни Сидорова Владимира Васильевича

I. НУЖНО БЫТЬ ОПТИМИСТОМ
В 1960 году издательство «Известия» опубликовало цикл очерков «Письма из Казанского Университета» известного публициста А. Аграновского, а также его брошюру «Поиск талантов». Аграновский побывал на кафедрах, в научных лабораториях, встретился с теми, кому принадлежало будущее науки – с аспирантами, младшими научными сотрудниками. Среди тех, на кого он обратил внимание, был и Владимир Сидоров, научный сотрудник Проблемной лаборатории физфака КГУ. Через 25 лет, в юбилей Аграновского, кафедра журналистики КГУ направила Е. Таран, чтобы узнать, как развился талант В.В. Сидорова, отмеченный Аграновским. В результате 28 мая 1985 года в газете «Вечерняя Казань» появилась статья Е. Таран «В.Сидоров: «Нужно быть оптимистом».
В сборнике статья представлена в сокращенном виде, с некоторыми перестановками и добавлением высказываний А. Аграновского.
А. Аграновский: «В Казанском университете заметили странную закономерность: самые способные студенты-математики приходили из одной и той же школы. Я даже стал постепенно привыкать к тому, что повсюду, на всех кафедрах встречаю этих людей. «Вы, случайно, не из второй школы?» - спрашиваю уже сам у доцента-физика Максута Зарипова. Он удивлен: «А Вы откуда знаете?». Через день задаю тот же вопрос талантливому радиофизику Владимиру Сидорову, он улыбается в ответ: «Конечно, из второй!»
Им повезло в жизни, их учила Галина Юлиановна Гусарская. Она «странно» учила детей. Откровенно разбивала класс на три категории: эти - слабые, математиками не станут; эти – способные, могут при старании дорасти до отличников; а эти – талантливые, с них спрос особый... «Таланты» вовсе не решали школьные задачи, им она закатывала контрольные, над которыми впору было бы задуматься студентам. «Таланты», которые могли бы запросто щёлкать примеры из учебника, тоже изведали у неё пятибалльную систему во всей её глубине, «от каждого по способностям» - таков был принцип.
Сидоров ходил в «талантах». Гусарская стремилась сделать из него математика, а он тянулся к физике. Галина Юлиановна не раз отчитывала упрямого мальчишку: распыляешься, занимаешься не тем, чем нужно, вместо решения задач монтируешь радиоузел. В те годы Сидоров вместе с другими взялся радиофицировать школу.
Призвание своё Сидоров определил ещё в далеком детстве, когда впервые столкнулся с техникой, - получил доступ к радиоприемнику. Повернул – Москва, ещё раз – Ленинград… В Чистополе, где семья жила до 1945 года, на свалке часового завода мальчишки находили сломанные механизмы и собирали из них что-то вроде часов. Они, конечно, не ходили, но жужжали, как настоящие. Позднее, уже в школе, Сидоров узнал, что один из старшеклассников собирает радиоприемник. Володя решил тоже попробовать и тут же всем «раструбил», что сделает не хуже. Хотя понятия не имел, как. И собрал всё-таки. Из интереса и самолюбия.
В 1956 году Сидоров был среди энтузиастов, которые решили смонтировать в Казани любительский телецентр. И не только решили, но и смонтировали. После монтажа их наградили сломанными телевизорами на «Шпаковском» заводе. Сидоров свой телевизор починил.
Первое своё «изобретение» Сидоров относит к студенческой поре. Случилось, что он сам, без учебников, доказал и нашел практическое применение одной теореме. Правда, потом выяснилось, что «открытие» описано во многих пособиях по радиофизике. Однако Сидоров расстроился мало. Главное – понял, что ему под силу и настоящее изобретение.
Про Сидорова говорят «везучий». Он не спорит, соглашается. Конечно, везучий. Школу окончил с медалью, поступил в университет. Учился на третьем курсе – создали кафедру радиофизики. Сидоров был одним из первых её студентов. Дали два аспирантских места – и снова повезло. Его научным руководителем стал Константин Владимирович Костылев, астроном по образованию и радиофизик по призванию, как сказал о нем А. Аграновский.
Научный руководитель Сидорова в аспирантуре Константин Владимирович Костылёв давал основное направление и полную самостоятельность. Ещё Костылев предложил дело, настоящее, изучать метеоры при помощи радиометодов. Однако круг научных интересов Сидорова сложился не сразу. Его заинтересовали лекции Костылева, потом увлекла совместная работа. Но он долго колебался: занимался статистической физикой и телевидением.
Настоящая научная работа началась для него с метеорных станций (радаров - прим. сост.) Сначала это была простая установка для наблюдения метеоров КГУ-М1. Создавало её «трио», о котором писал Аграновский: Костылев – Сидоров – Пупышев.
А. Аграновский: «Костылев весной 1954 г. выписал со склада старый военный радиолокатор, привез к себе в обсерваторию, смонтировал, отладил начал наблюдения метеоров. Ему нужны были помощники. Первыми серьезными исследователями стали выпускники университета Юрий Пупышев, астроном, и Владимир Сидоров, радиофизик. Костылев приметил их ещё на третьем курсе. Втроем они взялись монтировать первую метеорную станцию «КГУ М-1».
Каждый день мчался Сидоров в Обсерваторию, где под руководством Костылева монтировали первую в Советском Союзе метеорную станцию. Пока не было высоких степеней и званий, но были «сногсшибательные» идеи, головы и руки, способные их осуществить. Плюс диплом с отличием об окончании Казанского университета.

Отличная память, высокая работоспособность, спокойный сон

Поделитесь этой информацией с друзьями: 

Комментарии через vkontakte.ru

Комментарии через facebook.com

eXTReMe Tracker
eXTReMe Tracker